Москва, 2 — 3 марта 2000

Конференция «Интернет-медиа XXI века»

Обзорная статья

Интернет - действительно новый вид средства массовой информации. Достаточно вспомнить, что как только человечество изобретало новый способ передачи данных, как сразу появлялись люди, использующие этот способ в публичном распространении информации. Люди научились печатать - появилась пресса, придумали беспроводную связь - радиостанции заполнили все частоты, Попову приснилось телевидение - экран с голубоватым оттенком занял весь наш досуг. Теперь появился Интернет, и несложно предположить, что Сеть в качестве медиа займет свое достойное место.

2-3 марта в Москве прошла конференция «Интернет - медиа XXI века», которая была посвящена возможностям и перспективам использования глобальной сети в качестве средства массовой информации и рекламы.

В конференции приняли участие президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, президент российского отделения IAA Владимир Евстафьев, генеральный директор рекламного Совета России Дмитрий Бадалов, вице-президент Национальной ассоциации издателей Татьяна Ефимова, главный редактор журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования в России» Наталия Мавричева, руководители и представители крупнейших СМИ (ТНТ, СТС, Аргументы и Факты, Спорт-Экспресс, За рулем), рекламных агентств (Grey Moskva, BBDO), интернет-агентств (РосБизнесКонсалтинг, Rambler, Манифест), рекламодателей (Мерседес-Бенц, Bosch-Siemens).

Организаторами конференции выступили Национальная ассоциация телерадиовещателей, Национальная ассоциация издателей, Российская ассоциация рекламных агентств, российское отделение Международной ассоциации рекламных агентств совместно с журналом «Маркетинг и маркетинговые исследования в России». Участники конференции рассмотрели столь важные и определяющие для российского медиа рынка вопросы как законодательство в Интернете, перспективы развития сетевых медиа-ресурсов, возможности интеграции традиционных медиа в Интернет, возможности измерения и оценки аудитории Интернета, реклама в Интернете.

Преимуществ и достоинств у нового средства массовой информации предостаточно. Возможности передачи данных по Сети в обозримом будущем почти безграничны. По оценкам PricewaterhouseCoopers, в ближайшие пятьдесят лет уровень развития технологий передачи данных через Интернет будет на 5-10 лет опережать потребности человека.

Чем еще хорош Интернет, кроме своего фантастического потенциала? Одной из главных особенностей в развитии маркетинга мировые трендовые институты называют все усиливающуюся персонификацию продуктов. То же самое можно сказать и об информационных продуктах. Многие ждут чуда от развития цифрового телевидения, от возможностей для потребителя выбирать ту информацию, которая интересует только его. Интернет уже сегодня дает такую возможность. Именно в Интернете можно с максимальной эффективностью осуществлять то, что очень трудно переводится на русский язык - targeting, то есть ориентация на конкретного потребителя, направленные действия на свою целевую аудиторию. Те же трендовые институты отмечают как одну из главных тенденций в отношениях между продавцом и потенциальным покупателем все сокращающееся время доставки продукции и интерактивность обратной связи. Возможность получать информацию в он-лайновом режиме ставят Интернет в один ряд с другими электронными СМИ, но ни одно из традиционных средств массовой информации не обладает такими возможностями в получении мгновенного отклика от потребителя. Только в сети пользователь может, не отвлекаясь ни на один другой вид связи - телефон или почту - делать свои комментарии по тому или иному вопросу. А по оценкам представителей директ-маркетинговых агентств именно необходимость переключаться на другой вид связи является основным сдерживающим фактором, который резко снижает отклик потенциальных потребителей.

Полезный практический опыт и прогноз развития СМИ в ближайшем будущем были основой большинства докладов. Пожалуй, наиболее ценные рекомендации прозвучали из уст тех людей, которые уже сегодня активно и эффективно используют Интернет в качестве медиа. По словам директора ТВ6 в Санкт-Петербурге и одновременно президента информационной системы Saint-Petersburg.ru Юрия Строфилова, наиболее прогрессивные СМИ не просто размещают информацию о себе в сети, а используют преимущества интернет-технологий, дополняют возможности газет, телевидения и радио. Он же отмечает, что попытки сделать копию традиционного издания в Интернет проигрывают по сравнению со СМИ, реагирующими на появление новых технологий и активно использующих все преимущества Интернета. Как заметила главный редактор журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования в России» Наталия Мавричева, большинство из представленных сегодня традиционных СМИ в Интернете не осознают отчетливо цели создания своих сайтов.

Безусловно, главным сдерживающим фактором активного использования Сети в качестве медиа остается отсутствие значительной по сравнению с традиционными СМИ аудитории. Если в США количество пользователей Интернетом приближается к 100 млн. человек, то в России эта цифра едва перевалила 2 млн. Причем, как пояснил участникам конференции представитель компании КОМКОН Петр Залесский, в качестве пользователей рассматривались те люди, которые пользовались Интернетом хотя бы раз за последние три месяца. Понятно, что говорить о значимом медиапространстве в Интернете в масштабах страны еще рано.

Во второй день конференции прошли две параллельные дискуссионные сессии. Ведущим одной из них был директор по продажам АИР «Манифест» Григорий Шанаев. Эта сессия была посвящена проблемам медиапланирования в Интернете и его отличиям от медиапланирования в традиционных СМИ. Основными участниками сессии были рекламные агентства и рекламодатели, которые рассматривают Сеть как новый эффективный рекламоноситель.

Вторую сессию возглавил генеральный директор «ИД Гребенникова» Александр Гребенников. Тема сессии касалась проблем и возможностям вхождения традиционных СМИ в Интернет. Наибольшее количество вопросов участников этого круглого стола было к директору по информационным продуктам журнала «Эксперт» Марине Шпагиной. Вызвано это тем, что «Эксперт» добился сегодня наибольшего прогресса из всех традиционных СМИ в Интернете. Участники сессии - а это в основном были представители СМИ - получили массу практических рекомендаций о том, как может журнал, газета, телекомпания использовать Интернет в своих целях.

Что касается прогнозов, то участники конференции ожидают разделения труда между Интернетом и традиционными средствами массовой информации. По их мнению, можно ожидать ухода информационного наполнения в Интернет, в то время как развлекательные передачи, фильмы, статьи еще очень надолго, если не навсегда, закрепятся за телевидением и печатной прессой. Возможности Интернет действительно уникальны. С каждым днем мы все больше убеждаемся в этом. Интернет смог победить пространство - его сервис доступен теперь в любой точке мира. И чтобы не потеряться в новом информационном пространстве, традиционные СМИ предпринимают все более настойчивые попытки интегрироваться в медиа следующего века.


MY-EVENTS.RU Конференции по маркетингу Конференции по финансам Конференции по менеджменту Конференции по персоналу
редактор сайта: my-events@ya.ru