Москва, 31 мая 2007 — 1 июня 2007

Конгресс «Маркетинг и исследования – 2008: Использование исследований для бизнес-решений»

Обзорная статья

Когда мы только задумались над темой и форматом ежегодной, восьмой по счету конференции, то впервые решили обратиться к друзьям и коллегам и сформировать программный комитет, в состав которого вошли признанные специалисты маркетинга и маркетинговых исследований в России Игорь Березин — президент Гильдии маркетологов, Асхат Кутлалиев — представитель ведущей исследовательской компании «ГФК-Русь», а также наши коллеги, авторы и сотрудники редакции — Борис Токарев, Валерий Никишкин, Ирина Скоробогатых, Виктор Новоченко, Ольга Сагинова, Евгения Власова.

Встречи и бурные дискуссии организаторов и членов программного комитета о том, какой должна быть конференция журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования» Издательского дома Гребенникова, навели оргкомитет на мысль, что, следуя принципам дифференциации и позиционирования, необходимо найти свою нишу среди аналогичных конференций, проводимых в Москве.

Название журнала и его специализация подсказали тему конференции: «Маркетинг и исследования – 2008: Использование исследований для бизнес-решений». Данная тема в свою очередь предопределила формат конференции — конгресс маркетинговых исследователей, руководителей и консультантов. Организаторам хотелось, чтобы на конгрессе было как можно меньше откровенных презентаций собственных компаний, их продуктов и услуг и больше выступлений и дискуссий, посвященных взаимоотношениям исследователя и заказчика, а также нашлось место откровенному разговору о том, каким образом внедряются в практику бизнеса результаты исследовательских и консультационных проектов. Именно поэтому потенциальным докладчикам было предложено подумать о выступлении совместно с коллегой-заказчиком исследования. Организаторы сознательно шли на такой шаг, зная, что некоторые исследователи и руководители компаний не захотят раскрывать методологию исследований, результаты разработки стратегий или тактических мероприятий, внедряемые в практическую деятельность компаний. Подготовительная работа была весьма положительно встречена нашими коллегами — представителями реального бизнеса, индустрии маркетинговых исследований и управленческого и маркетингового консалтинга. Все это позволяет сделать вывод, что идея проведения ежегодного конгресса «Маркетинговые исследования» воспринята представителями маркетингового сообщества положительно.

Два дня конгресса позволили участникам, докладчикам, представителям информационных спонсоров и другим заинтересованным лицам пообщаться с ведущими исследовательскими и консультационными агентствами, поучаствовать в дискуссиях между коллегами-конкурентами — производителями товаров и услуг. Неформальное общение в перерывах и вопросы, задаваемые выступающим, подтверждают, что все получили позитивное впечатление.

В рамках конгресса было проведено специальное пленарное заседание, на котором Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов и член совета директоров исследовательского холдинга «ROMIR», рассказал собравшимся о развитии рынка маркетинговых исследований, специфике проведения последних в центре и в регионах России, внедрении и применении новых инструментов анализа, в частности интернет-панелей потребителей, а также о новых направлениях исследований — прикладных аспектах. Игорь Березин предложил также проводить конгресс с такой темой каждый год.

На пленарном заседании также выступил Асхат Кутлалиев — руководитель информационно-аналитического центра компании «ГФК-Русь», который поднял чрезвычайно важный вопрос преодоления неопределенности во взаимоотношениях «заказчик – исследователь».

После пленарного заседания и бурных дискуссий во время кофе-брейка участники конгресса имели возможность пойти в один из двух залов, в которых продолжались выступления содокладчиков, посвященные маркетинговым исследованиям для принятия эффективных управленческих решений и для определения стратегической позиции компании. В ходе конгресса у модераторов и участников программного комитета сложилось впечатление, что до докладчиков была донесена основная идея проведения конгресса — выступление должно быть проблемным, содержать конкретные примеры и раскрывать методологию исследовательского проекта, а самое главное, содокладчики должны были выступать как единая команда, как это и происходит в ходе выполнения исследовательского проекта.

Как отмечали постоянные участники конференции и наши коллеги, на конгрессе было много новых лиц, география участников и выступающих расширилась за счет появления представителей из Уральского региона, Санкт-Петербурга, Сибири. Приятно было видеть специалистов из самых разных сфер бизнеса — не только сотрудников и маркетологов телекоммуникационных компаний, но также и работников банковского сектора, юридических услуг, розничной торговли и, разумеется, консультантов и исследователей.

Хочется отметить, что, несмотря на открытость обсуждения и готовность делиться информацией, некоторые докладчики, тем не менее, ссылались на специфичность российского бизнеса и индивидуальность решений. Некоторые выступающие забыли о теме конгресса и пытались поделиться с присутствующими интересными, но очевидными теоретическими положениями конкретного рынка, при этом о специфике исследований данного сектора в выступлении не было упомянуто. Возможно, этот факт обусловлен банальным отсутствием таковой.

Темой, заслуживающей отдельного обсуждения, является использование математического аппарата в исследованиях для принятия управленческих решений. Как представляется автору этих строк, в случае если в конкретном исследовательском проекте были использованы сложные математические модели и расчеты, для участников конгресса, воспринимающих выступление на слух, данные модели, расчеты и их результаты должны быть адаптированы к восприятию.

Особый интерес вызвали выступления с докладами прикладной тематики, например, о создании и апробации методик оценки стоимости бренда или использовании ценовых исследований как индикатора эффективности коммуникаций. Еще более увлекательным оказалось выступление консалтингового агентства и представителя торговой сети, посвященное описанию разработки методики оценки эффективности коммуникаций в СМИ и ее внедрения в жизнь в регионах, где пока не ведутся измерения популярности и не проводится рейтингование региональных СМИ.

Также весьма интересными были выступления исследователей, которые представляли новые инструменты, предусматривающие использование интерактивных технологий: тестирование упаковки, дизайн-менеджмент, медиалогия, проведение и оценка качества информации в интернет-исследованиях, использование маркетинговых исследований для построения управляемой системы дистрибуции, создания потребительской ценности продукта и др.

В заключение конгресса были проведены мастер-классы по оценке качества обслуживания клиентов в торговых компаниях и по преодолению трудностей измерения интернет-аудитории.

В самом конце конгресса состоялось награждение студентов, участвующих в третьем всероссийском конкурсе на лучшую дипломную работу в области маркетинга. Президент конкурса профессор Никишкин В. В. и научный руководитель конкурса профессор Сейфуллаева М. Э. рассказали о расширении географии конкурса, об интересе к этому проекту со стороны руководителей бизнеса, издательских домов, исследовательских компаний.

Представители реального бизнеса — спонсоры конкурса — видят в лице его победителей потенциальных инициативных маркетологов, обладающих достаточной квалификацией для работы в системе маркетинга и маркетинговых исследований.

Подводя итог, необходимо отметить слаженную, очень интенсивную работу программного комитета, редакции журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования», отдела конференций и всего Издательского дома Гребенникова по организации и проведению конгресса «Маркетинг и исследования – 2008: Использование исследований для бизнес-решений» и пожелать участникам, докладчикам, всем друзьям хорошего лета, а также пригласить к участию во всероссийском конгрессе «Маркетинг и исследования – 2009» в будущем году.


MY-EVENTS.RU Конференции по маркетингу Конференции по финансам Конференции по менеджменту Конференции по персоналу
редактор сайта: my-events@ya.ru